ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?

Целью предыдущей главы было определить, какие книги являются час­тью Библии, а какие нет. Но теперь нам нужно понять, чему Библия в целом учит о ней самой.

Основные учения Библии о ней самой можно представить в виде четы­рех характеристик (или атрибутов): 1) авторитетность; 2) ясность (см. гл. 5); 3) необходимость (см. гл. 6); 4) достаточность (см. гл. 7).

Что касается первой характеристики, то большинство христиан согласят­ся, что Библия является авторитетом для нас. Что же сама Библия говорит о своем авторитете? Как мы убеждаемся в том, что слова Писания отом, что оно являет­ся Словом Божьим, истинны? Эти вопросы и рассматриваются в данной главе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА И ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ПИСАНИЕМ

Авторитет Писания означает, что все слова Писания являются словами Бога, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие в Бога или неповиновение Ему.

Теперь можно исследовать различные части этого определения.

А. Все слова Писания являются словами Бога

1. Так говорит о себе сама Библия. В Библии неоднократно говорится о том, что все слова Писания являются словами Бога (в том числе слова, запи­санные людьми)1. В Ветхом Завете это подчеркивается вводной фразой «Так говорит Господь», которая встречается сотни раз. В ветхозаветном мире эта

1 Конечно, я не имею в виду, что каждое слово Писания было изречено Самим Бо­гом ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, поскольку в Библии записаны слова сотен разных людей, таких, как царь Давид, Петр, здесь есть слова и самого сатаны. Однако я хочу сказать, что даже цитаты из речи других людей — это рассказ Бога о том, что они сказали, и, если мы верно истолковыва­ем их в контексте, эти слова являются для нас божественным авторитетом.


70_______________________ Часть I. Учение о Слове Божьем_________________________

фраза воспринималась как идентичная фразе «Так говорит царь...», с которой начинались повеления царя своему народу, эти повеления не обсуждались и не ставились под сомнения, им просто повиновались2. Таким образом, когда пророки говорят «Так говорит Господь», они заявляют, что они — посланцы ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? верховного Царя Израиля, т. е. Самого Бога, и что их слова — это слова Бога, обладающие абсолютным авторитетом. Когда пророк говорил подобным об­разом от имени Бога, то каждое сказанное им слово должно было исходить от Бога, иначе он был лжепророком (ср.: Чис. 22:38; Втор. 18:18—20; Иер. 1:9; 14:14; 23:16-22; 29:31,32; Иез. 2:7; 13:1-16).

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка (3 Цар. 14:18; 16:12,34; 4 Цар. 9:36; 14:25; Иер. 37:2; Зах. 7:7,12). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог(3 Цар. 13:26 и ст. 21; 3 Цар. 21:19 с 4 Цар. 9:25,26; Агг. 1:12; ср.: 1 Цар. 15:3,18).Вэтихидругих местах Ветхого Завета слова, произ­несенные пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? Бога и непови­новением Ему (Втор. 18:19; 1 Цар. 10:8; 13:13,14; 15:3,19,23; 3 Цар. 20:35,36).

Эти стихи, конечно, говорят лишь о конкретных отрывках — произне­сенных или записанных словах Ветхого Завета. Однако все они, в том числе и сотни пассажей, которые начинаются со слов «Так говорит Господь», подтверж­дают, что в Ветхом Завете есть слова Самого Бога. И эти слова составляют значительную часть Ветхого Завета.



В Новом Завете целый ряд пассажей указывает на то, что все ветхозавет­ные Писания считались словами Бога. Во 2 Тим. 3:16 говорится: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»3. Здесь слово «Писание» (урафт]) может означать ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? только Писание Ветхого Завета, так как слово урат) имеет именно это значе­ние в каждом из 51 случая употребления в Новом Завете4. Кроме того, Павел в ст. 15 говорит о «священных писаниях» Ветхого Завета5.

2 См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in 1 Corinthians (Lanham, Md.: University
Press of America, 1982), pp. 12,13; also Wayne Grudem, "Scripture's Self-Attestation", in
Scripture and Truth, ed. D. A. Carson and J. Woodbridge, pp. 21,22.

3 Иногда предлагают альтернативный перевод: «Все богодухновенное Писание так­
же полезно для научения...» Однако правильность подобного перевода крайне маловеро­
ятна, так как в этой трактовке слово кш («также») в греческом предложении выглядит
неуместно. Слово «также» должно указывать на ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? что-то, упомянутое в дополнение к чему-
то, о чем уже было сказано. Слова Oednvexxytoc, («богодухновенный») и бхрёХщод («полез­
ный») правильнее всего истолковывать как часть сказуемого; следовательно, правиль­
ный перевод — «Все Писание богодухновенно и полезно для научения...»

4 По меньшей мере в двух случаях: 1 Тим. 5:18 и 2 Пет. 3:16, понятие ураф^ также
включает в себя и новозаветные тексты, наряду с ветхозаветными (см. ниже).

5 В этой книге я исхожу из того, что Первое и Второе послания к Тимофею и Посла­
ние к Титу были написаны Павлом. Последние аргументы в защиту авторства Павла см.:
George W. Knight III, The Pastoral Epistles, NIGTC (Grand Rapids ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?: Eerdmans, and Carlisle:
Paternoster, 1992), pp. 4-54.


Глава 3. Авторитет Писания________________________ 71

Павел утверждает здесь, что все писания Ветхого Завета — Qeonvevaxoc, — «выдохнуты Богом» (во множественном числе — 6e6nvexxjxoi. — Примеч. пер.). Поскольку речь идет о текстах, то дыхание здесь следует понимать как мета­фору для слов Писания. Так в этом стихе кратко утверждается то, что очевид­но из многих пассажей Ветхого Завета, — ветхозаветные Писания рассмат­риваются как Слово Божье, переданное в письменной форме. Бог говорил (и сейчас говорит) каждое слово Ветхого Завета, хотя Бог и использовал лю­дей для записи этих слов6.

Сходное указание на то, что все ветхозаветные тексты являются словами Бога, можно найти ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? во 2 Пет. 1:21. В контексте рассуждения о пророчествах Писания (ст. 20), т. е. по крайней мере, о тех ветхозаветных текстах, к кото­рым Петр привлекает внимание своих читателей (ст. 19), Петр говорит, что ни одно из этих пророчеств не было «произносимо по воле человеческой», но «из­рекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Петр не отрицает здесь роль человеческой личности в процессе составления Писания (он говорит, что люди его «изрекали»). Он просто указывает, что в конечном счете решение, что именно написать, принималось не человеком; важную роль в этом процессе играло действие Святого Духа в жизни пророка, но как именно ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? это происходило, здесь не уточняется (как не уточняется и нигде в Писании). Это показывает, что все ветхозаветные пророчества (а в свете ст. 19, 20 также и все Писание Ветхого Завета) изречены «от Бога», т. е. это собствен­ные слова Божьи.

Во многих других местах Нового Завета нечто подобное говорится о раз­личных частях Ветхого Завета. В Мф. 1:22 слова Исайи (Ис. 7:14) цитируют­ся как «реченное Господом чрез пророка». В Мф. 4:4 записаны слова Иисуса, адресованные дьяволу: «Написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"». В контексте повторяющихся ци­тат из Второзакония, которые Иисус приводит в ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? ответ на каждое искушение, слова, исходящие «из уст Божиих», — это Писания Ветхого Завета.

В Мф. 19:5 слова, которые не приписываются Богу в повествовании Книги Бытие (Быт 2:24), цитируются Иисусом как слова, которые «сказал» Бог.

6 В прежних систематических богословиях для утверждения того факта, что слова Писания были изречены Богом, использовались слова «вдохновенный» и «вдохновение». Эта терминология была основана на старом переводе 2 Тим. 3:16: «All scripture is given by inspiration of God» (KJV) («Все Писание дано по вдохновению Божию»). Однако в наши дни слово «вдохновение» настолько малоубедительно (каждый поэт или певец утверж­дает, что пишет по «вдохновению», и даже о спортсменах говорят, что они выступают «вдохновенно»), что ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? я решил не использовать это слово в данной книге. Я предпочел пе­ревод 2 Тим. 3:16 в версии NIV (который совпадает здесь с русским синодальным пере­водом. — Примеч. пер.) — «богодухновенный», а также и другие выражения, чтобы пока­зать, что слова Писания — это слова Самого Бога. Старое выражение «plenary inspiration» означает, что все слова Писания являются словами Бога (слово «plenary» означает «пол­ный»), но в этой главе я не использую данного выражения.


72 _________________ Часть I. Учение о Слове Божьем_________________________

В Мк. 7:9-13 об одном и том же отрывке из Ветхого Завета говорится то как о «заповеди Божией», то как о том, что «сказал ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? Моисей», то как о «слове Божи-;м». ВДеян. 1:16 о Псалмах 68 и 108 говорится как о словах, которые «предрек Цух Святый устами Давида». Таким образом, здесь о словах Писания гово­рится как об изреченных Святым Духом. В Деян. 2:16,17, говоря о «предречен­ном пророком Иоилем», Петр вводит выражение «говорит Бог», тем самым под­разумевая авторство Бога в том, что написал Иоиль, и утверждая, что Бог и ныне говорит это.

Можно было бы процитировать и многие другие отрывки (см.: Лк. 1:70; 24:25; Ин. 5:45-47; Деян. 3:18,21; 4:25; 13:47; 28:25; Рим. 1:2; 3:2; 9:17; 1 Кор. 9:8—10; Евр. 1:1,2,6,7), однако и без этого очевидно, что слова ветхозаветно­го Писания считаются словами Божьими. Кроме того, в ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? нескольких отрыв­ках говорится о том, что все слова пророков или Писаний Ветхого Завета — от Бога или что в них следует верить (см.: Лк. 24:25,27,44; Деян. 3:18; 24:14; Рим. 15:4).

Но если Павел имел в виду только ветхозаветные тексты, когда говорил о «Писании» (2 Тим. 3:16), то как этот стих может относиться также и к новоза­ветным текстам? Говорится ли здесь что-либо о природе новозаветных текстов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны осознать, что греческое слово ураф^ («Писание») для новозаветных авторов было специальным тер­мином, имевшим специальное значение. Хотя оно и употребляется в Новом Завете 51 раз, в каждом из этих случаев это ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? слово обозначает ветхозаветные тексты, и никакие другие слова или тексты вне канона. Таким образом, все, что принадлежало к категории «Писание», было «богодухновенно», слова та­кой книги были словами Самого Бога.

Но в двух случаях в Новом Завете мы видим, что новозаветные книги на­званы «Писанием», как и ветхозаветные книги. Как мы отметили, во 2 Пет. 3:16 Петр не просто знает о существовании письменных посланий Павла, он явно считает «все послания [Павла]» принадлежащими к «прочим Писаниям». Это указывает на то, что очень рано в истории церкви все послания Павла счита­лись записанными словами Бога в том же самом смысле, что и ветхозаветные ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? тексты. Точно так же в 1 Тим. 5:18 Павел цитирует слова Иисуса в том виде, как они приведены в Лк. 10:7, и называет их «Писанием»7.

Эти два отрывка показывают, что в период написания документов Ново­го Завета существовало понимание того факта, что дополнения вносились в особую категорию текстов, называемых «Писание», текстов, которые явля­ются словами самого Бога. Таким образом, как только мы установили, что новозаветные тексты принадлежат к особой категории — к «Писанию», — то мы совершенно справедливо относим и 2 Тим. 3:16 к этим текстам. Мы утвер­ждаем, что и эти стихи имеют тот признак, который, по словам Павла, свой-

7 Разбор 2 Пет. 3:16 и 1 Тим ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?. 5:17,18 см. в гл. 2.


Глава 3. Авторитет Писания________________________ 73

ственен «всему Писанию», т. е. они «богодухновенны», и все их слова — это слова Самого Бога.

Есть ли еще какие-либо указания на то, что новозаветные авторы счита­ли свои тексты (а не только ветхозаветные) словами Бога? Да, в некоторых случаях. В 1 Кор. 14:37 Павел говорит: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Здесь Павел устанавливает несколько церковных правил богослужения для коринф­ской церкви и утверждает, что эти правила имеют статус «заповедей Господ­них», так как в греческом выражении, переведенном здесь «что я пишу вам ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?», есть относительное местоимение во множественном числе (а), и дословно этот фрагмент можно перевести следующим образом: «то, что я пишу вам — это заповеди Господни».

Одно из возражений против того, чтобы считать слова новозаветных пи­сателей словами Бога, основано на 1 Кор. 7:12, где Павел отделяет свои соб­ственные слова от слов Господа: «Прочим же я говорю, а не Господь...» Одна­ко верное понимание этого отрывка может быть получено лишь при знаком­стве со ст. 25 и 40. В ст. 25 Павел говорит, что у него нет никаких заповедей Господа о «девстве» и что по этому поводу он выражает свое собственное мне­ние. Это должно означать, что он ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? не знал никаких земных слов, которые Иисус сказал бы по этому поводу, и, вероятно, что в последствии он не получил ника­кого откровения от Иисуса на эту тему. Такое положение вещей отличается от описанного в ст. 10, где Павел просто повторяет содержание земного учения Иисуса о том, чтобы «жене не разводиться с мужем», а «мужу не оставлять жены своей». Таким образом, ст. 12 должен означать, что у Павла не было за­писей о земном учении Иисуса относительно такой ситуации, в которой верую­щий женат на неверующей или верующая замужем за неверующим. Поэтому Павел дает свои собственные указания: «Прочим же я ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1 Кор. 7:12).

Немаловажно, что в ст. 12—15 Павел продолжает тему и дает коринфя­нам несколько этических норм. Что дает ему право давать такие моральные повеления? Он утверждал, что говорит как «получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Кор. 7:25). Судя по всему, тем самым он подразумевает, что его взвешенные суждения могут быть столь же авторитетными, как сло­ва Иисуса. Так, 1 Кор. 7:12: «Прочим же я говорю, а не Господь» — это удивительно мощное утверждение собственного авторитета Павла; если он не знал того ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, что Иисус говорил о той или иной ситуации, он просто выска­зывался от себя, так как его собственные слова имели такой же авторитет, как слова Иисуса!

Указания на схожее восприятие новозаветных текстов есть также в Ин. 14:26 и 16:13, где Иисус дает обетование, что Святой Дух приведет на память Его ученикам все, что Он, Иисус, говорил, и наставит их на всякую истину. Это


74 _____________________ Часть I. Учение о Слове Божьем________________________

указывает на особую работу Святого Духа, благодаря которой ученики спо­собны безошибочно вспомнить и зафиксировать письменно все сказанное Иисусом. Схожие указания есть также во 2 Пет. 3:2; 1 Кор. 2:13; 1 Фес. 4:15 и в Отк. 22:18,19.

2. Читая ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? Библию, мы убеждаемся в справедливости утверждения Библии
о том, что она является Словом Божьим. Одно дело — утверждать, что Биб­
лия говорит о том, что она есть Слово Божье, другое дело — самому убедиться
втом, что это утверждение истинно. Мы полностью убеждаемся в том, что слова
Библии — это слова Божьи только тогда, когда Святой Дух говорит к нашему
сердцу в словах Библии и через них и дает нам внутреннюю убежденность в
том, что наш Создатель обращает к нам эти слова. Сразу же после того, как
Павел объясняет, что его апостольская речь состоит из слов, которым его на­
учил Святой Дух (1 Кор. 2:13), он говорит: «Душевный человек не принимает
тех вещей ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?8, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не мо­
жет разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14; в рус­
ской синодальной Библии — «того, что отдуха Божия». — Примеч. пер.). Без
воздействия Духа Божьего человек не может обрести духовные истины, и в
частности ту истину, что слова Писания — это действительно слова Бога.

Однако те люди, в которых действует Дух Божий, осознают, что слова Библии являются словами Бога. Этот процесс весьма схож с тем, как люди, веровавшие в Иисуса, узнавали, что Его слова истинны. Он сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? Мною» (Ин. 10:27). Овцы Христовы слышат слова их Пастыря, когда читают слова Писания, и убеждаются, что эти слова — на самом деле являются словами их Господа.

Важно помнить, что убежденность в том, что слова Писания — это слова Бога, не возникает отдельно от слов Писания или в дополнение к словам Пи­сания. Не бывает так, что Святой Дух в один прекрасный день вдруг прошеп­чет нам на ухо: «Видишь Библию у тебя на столе? Желаю, чтобы ты знал: сло­ва Библии — это слова Бога». Лишь читая Писание, люди слышат голос их Творца, Который обращается к ним через слова Писания. Именно тогда ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? люди осознают, что книга, которую они читают, не похожа на все остальные книги, что это действительно книга слов Божьих, обращенных к их сердцу.

3. Прочие свидетельства полезны, но не являются решающими. Прочие
аргументы полезны в том смысле, что они показывают историческую пер-

8 Я перевел этот стих как «тех вешей, что от Духа Божия», поскольку в греческом тексте мы видим только определенный артикль среднего рода множественного числа (т&) в качестве существительного, но никакого конкретного существительного там нет. Поэтому перевод RSV «даров Духа Божия» не является необходимым для данного кон­текста и сужает смысл того, что на самом деле сказано в данном отрывке ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?.


Глава 3. Авторитет Писания________________________ 75

спективу Библии, ее внутреннюю непротиворечивость; демонстрируют тот факт, что в Библии содержатся пророчества, которые сбылись сотни лет спус­тя; что она повлияла на ход человеческой истории в большей степени, чем любая другая книга; что она продолжает изменять жизни миллионов людей и через нее люди обретают спасение; что она величественна и прекрасна, что с глубиной излагаемого в ней учения не может сравниться ни одна другая кни­га и в ней сотни раз говорится о том, что она является Словом Божьим. Все эти аргументы, как и многие другие, помогают нам преодолеть те препятствия, которые могут возникнуть на пути ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? нашей веры в Писание. Однако все эти аргументы, в совокупности или по отдельности, не могут быть решающими. В Вестминстерском исповедании веры (1643—1646) говорится:

Мы можем быть движимы и побуждаемы свидетельством Церкви к в высшей степени благочестивому почитанию Священного Писа­ния. Его небесная природа, сила учения, великолепие стиля, согла­сие всех его частей, замысел в целом (о том, что нужно отдать всю славу Богу), полнота раскрытия Писанием единственного пути спасе­ния человека, множество других несравненных достоинств, совершен­ство Писания в целом — все это является доказательствами, посред­ством которых оно обильно свидетельствует о том, что оно есть Слово Божье. И все же наше полное ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? убеждение и уверенность в непогреши­мой правде и божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и соглас­но Слову (см. гл. 1).

4. Слова Писания сами свидетельствуют о себе. Таким образом, слова Пи­
сания сами свидетельствуют о себе. Невозможно «доказать» тот факт, что они
являются словами Бога, обратившись к какому-либо более высокому авто­
ритету. Ибо если бы более высокий авторитет (напр., историческая или логи­
ческая согласованность) мог подтвердить, что Библия — это Слово Божье, то
сама Библия уже не была бы для нас наивысшим и абсолютным авторитетом.
Если мы обращаемся к человеческому разуму или логике, к исторической ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? со­
гласованности или к научной истине как к более истинному или в большей
степени заслуживающему доверия авторитету, который доказал бы, что Пи­
сание — это Слово Божье, то мы признаем за ними право называться автори­
тетом более высоким, чем Слово Божье.

5. Возражение: данное рассуждение представляет собой «порочный круг в
доказательстве». Следует допустить, что в определенном смысле это действи­
тельно цикличное рассуждение: мы верим, что Писание является тем, что оно
говорит о себе, потому что оно является Словом Божьим. И мы верим, что оно
является Словом Божьим, потому что оно утверждает это о себе, и т. д.


76_______________________ Часть I. Учение о Слове Божьем________________________

Однако ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? это не означает, что рассуждение построено неверно, так как все доказательства абсолютного авторитета в конечном счете должны восходить к этому авторитету — иначе авторитет не является абсолютным или наивыс­шим. Хотя цикличный характер аргументов не всегда очевиден, а иногда и скрыт за длинными рассуждениями или просто принимается без доказательств, аргу­менты в пользу высшего авторитета всегда, в конечном счете, основываются на самом этом авторитете, как это видно из следующих примеров:

Мой разум — высший авторитет для меня, поскольку я считаю, что это правильно.

Логическая последовательность для меня — высший авторитет, так как это логично.

Человеческие органы чувств — высший авторитет в вопросе о ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? том, что реально, а что нет, так как наши человеческие чувства никогда не открывали чего-либо иного; таким образом, опыт человеческих чувств говорит мне, что мой принцип истинен.

Я знаю, что высшего авторитета быть не может, потому что я не знаю такого высшего авторитета.

Во всех этих аргументах, касающихся высшего эталона истины, абсо­лютного авторитета в вопросе о том, во что мы верим, есть элемент циклично­го рассуждения9.

Каким же образом христианин, и вообще любой человек, может сделать выбор между утверждениями об абсолютном авторитете? В конечном счете, свою истинность Библия утверждает гораздо более убедительно, чем любая другая религиозная ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? книга (напр., «Книга Мормона» или Коран) или любое интеллектуальное построение человеческого разума (таких, как логика, чело­веческий рассудок, чувственный опыт, научная методология, и т. д.). Библия более убедительна, так как действительный опыт жизни показывает, что все прочие кандидаты на высший авторитет оказываются непоследовательны или имеют такие недостатки, которые просто исключают их из обсуждения, тогда как Библия полностью согласуется со всем тем, что мы знаем об окружаю­щем нас мире, о нас самих и о Боге.

Если мы задумаемся о природе реальности, о нашем восприятии реаль­ности, о нас самих и о нашем восприятии Бога, то мы поймем, насколько ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? убе­дительна Библия. Проблема заключается в том, что по причине греха наше восприятие Бога и творения неполноценно. Грех иррационален, и именно из-за греха мы неверно мыслим о Боге и о творении. Таким образом, в мире, сво-

9 Этот вопрос хорошо рассмотрен в книге: John M. Frame, "God and Biblical Language: Transcendence and Immanence", in God's Inerrant Word, ed. John Warwick Montgomery (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974), pp. 159—177. См. также: J. P. Moreland, "The Rationality of Belief in Inerrancy", TrinJIA (1986), 75—86, отом, каким образом мы обре­таем уверенность в тех вещах, которые имеют самое большое значение в нашей жизни.


Глава 3. Авторитет Писания ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?______________________ 77

бодном от греха, Библия убедительно показала бы всем людям, что она явля­ется Словом Божьим. Однако по той причине, что грех нарушает человечес­кое восприятие реальности, люди не признают, что Писание является тем, чем оно действительно является. Поэтому и необходима работа Святого Духа, Который преодолевает воздействие греха и убеждает нас, что Библия — это действительно Слово Божье и то, что она говорит о себе, — истинно.

Таким образом, рассуждение о том, что Библия является Словом Божьим и высшим авторитетом для нас, — это нетипичное цикличное рассуждение. Процесс убеждения лучше сравнить со спиралью, где возрастающее знание Писания и возрастающее верное понимание Бога и творения гармонично до ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?­полняют друг друга и подтверждают друг друга. Это не означает, что наше зна­ние об окружающем нас мире является для нас авторитетом более высоким, чем Писание. Это означает, что подобное знание, если оно истинно, придает нам все большую уверенность и более глубокую убежденность в том, что Биб­лия — это единственный высший авторитет и что прочие претенденты на по­добный авторитет ложны.

6. Это не означает, что диктовка Бога является единственным средством передачи. Вся предшествующая часть этой главы была посвящена демонст­рации того факта, что все слова Библии являются словами Бога. Однако необ­ходимо предостеречь от поспешных выводов. Мы ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? не должны думать, что Бог продиктовал каждое слово писания человеческим авторам.

Когда мы говорим, что все слова Библии — это слова Бога, мы говорим о результате процесса создания Писания. Обсуждая, диктовал Бог эти слова или нет, мы обсуждаем процесс, который привел к этому результату, или образ действия, использованый Богом для того, чтобы добиться желаемого резуль­тата10. Следует подчеркнуть, что Библия говорит не о единственном типе тако­го процесса или об одном образе действия, который Бог использовал для со­общения авторам Библии того, что Он желал сказать. Существуют указания на то, что Бог, добиваясь желаемого результата, использовал разнообразные способы.

О нескольких отдельных ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? случаях диктовки в Писании говорится прямо. Когда апостол Иоанн увидел воскресшего Господа в видении на острове Пат-мос, Иисус сказал Ему: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» (Отк. 2:1); «Ан­гелу Смирнской церкви напиши...» (Отк. 2:8); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» (Отк. 2:12). Это примеры непосредственной диктовки в чистом виде. Воскресший Господь диктует Иоанну, что именно тот должен записать, а Иоанн записывает то, что слышит.

В некоторых систематических богословиях процесс, с помощью которого Бог по­велевал людям записывать Его слова, называется «способом вдохновения». В данной книге я не использую этот термин, поскольку в наши дни он не вполне понятен.


•yg ______________________ Часть I. Учение ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? о Слове Божьем_________________________

Нечто схожее, судя по всему, происходило и с некоторыми ветхозаветны­ми пророками. В Книге Пророка Исайи читаем: «И было слово Господне к Исайи, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей» (Ис. 38:4-6). Это описание — результат того, что Исайя услышал слова Бога (физическим слухом или через образ, возникший в его сознании, — трудно сказать), которые Тот желал, чтобы Исайя передал царю Езекии, и ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? Исайя, как посланник Бога, сказал их, в соответствии с тем повелением, которое он получил.

Однако во многих других случаях прямая диктовка — это явно не тот спо­соб, который использовался для письменной фиксации некоторых разделов Писания. Автор Послания к Евреям пишет, что Бог говорил к отцам нашим «многократно и многообразно» (Евр. 1:1). В противоположность диктовки может быть использовано, например, обычное историческое исследование, которое Лука проводил для того, чтобы написать свое Евангелие. Он говорит:

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно из­вестных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, дос­топочтенный Феофил... (Лк. 1:1—3).

Речь идет явно не о процессе диктовки. Лука просто беседовал с живыми свидетелями и собирал исторические данные для того, чтобы написать точное изложение событий жизни Иисуса и Его учение. Он подходил к процессу ис­следования очень тщательно, беседовал со многими людьми и оценивал каж­дое свидетельство. В его Евангелии особенно подчеркивается то, чему сам Лука придавал большое значение, в нем отражены также особенности его индиви­дуального стиля.

Между этими двумя противоположностями — диктовкой в чистом виде и обычным сбором исторических сведений — существует много других спосо­бов ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, которые Бог использовал, чтобы передать людям то, что должно быть вне­сено в Писание. Иногда Писание дает нам понять, какова была природа этой передачи: оно повествует о снах, видениях, о том, как люди слышат голос Гос­пода; оно говорит нам также о людях, которые были с Иисусом, наблюдали Его жизнь и слушали Его учение, о людях, чьи воспоминания об этих словах и делах были совершенно точными благодаря действию Святого Духа, Кото­рый приводил им все это на память (Ин. 14:26). Однако во многих других слу­чаях тот способ, который Бог использовал, чтобы сделать слова Писания Сво­ими Собственными словами, нам просто не ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? явлен. Судя по всему, таких спо­собов было много, однако нет необходимости точно знать, какой способ использовался в каждой конкретной ситуации.


Глава 3. Авторитет Писания________________________ 79

Если человеческая личность и индивидуальный стиль автора явно дают о себе знать (что справедливо для большей части Писания), то мы можем ска­зать, что их личность, воспитание и образование, их способность оценивать события окружающего мира, доступ к историческим сведениям, их суждение о достоверности информации и конкретные обстоятельства написания кни­ги11 были именнотакими, какими Богжелал их сделать. Так что в тот момент, когда они начинали писать, записываемые слова были полностью их слова­ми, но ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? также и полностью теми словами, которые Бог желал, чтобы они ис­пользовали, т. е. теми словами, о которых Бог говорит, что это Его слова.

Б. Неверие или неповиновение словам Писания означает неверие в Бога или неповиновение Ему

Впредыдущем разделе было показано, что все слова Писания — слова Божьи. Следовательно, неповиновение или неверие любому слову Писания означает неверие в Бога или неповиновение Ему. Иисус обличает Своих уче­ников в том, что они не верят ветхозаветным Писаниям (Лк. 24:25). Верую­щим следует соблюдать слова учеников, т. е. повиноваться им (Ин. 15:20: «Если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»). Верующие призва­ны помнить «заповедь Господа и Спасителя ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, преданную Апостолами ваши­ми» (2 Пет. 3:2). Если кто-либо не повиновался писаниям Павла, он подвер­гался церковному наказанию, вплоть до отлучения от церкви (2 Кор. 13:2,3), и наказанию Божьему (судя по всему, именно такой смысл имеет глагол в стра­дательном залоге «пусть не разумеет» в 1 Кор. 14:38 [по-гречески bcyuosimi — дословно: «не будет признан», «не признается». — Примеч. пер.]). Напротив, Богу угоден каждый, кто «трепещет» перед Его словом (Ис. 66:2).

В течение всей истории церкви величайшими проповедниками были те люди, которые понимали, что сами по себе они не являлись авторитетом; они видели свою задачу в том, чтобы разъяснять слова Писания и указывать на ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? их применение в жизни слушателей. Их проповедь обретала силу не от про­возглашения собственного христианского опыта или опыта других людей, не от изложения собственного мнения, творческих идей или применения рито­рических навыков, а от мощного Слова Божьего12. Они просто стояли за ка­федрой, указывали на библейский текст и говорили общине: «Вот что означают

" Сюда относится также влияние секретарей (которых называли amanuenses, ед. ч. amanuensis) на текст книги, см. приветствие Тертия в Рим. 16:22.

12 Я не отрицаю значения ораторских способностей, творческого подхода или соб­ственного опыта в деле проповеди, поскольку хорошая проповедь включает в себя все эти аспекты (см.: Прит. 16:21,23). Я говорю о ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? том, что власть изменять жизни исходит от самого Слова, и если проповедник действительно верит в то, что говорит, то его слушате­лям это также становится очевидно.


Часть I. Учение о Слове Божьем

эти стихи. Вы тоже видите в них этот смысл? Тогда вы должны верить им и повиноваться им всем сердцем, ибо Сам Бог, ваш Творец и ваш Господь, обра­щает к вам эти слова!» Только записанные слова Писания могут дать подоб­ную власть проповеднику.

В. Истинность Писания

1. Бог не может лгать. Суть авторитета Писания состоит в его способно­
сти призвать нас к вере в него и повиновению ему, причем эта вера ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? и повинове­
ние равнозначны вере в Бога и повиновению Ему. По этой причине следует рас­
смотреть вопрос об истинности Писания, так как вера в истинность всех слов
Писания предполагает веру в совершенную истинность всего Писания. Хотя
более подробно этот вопрос будет рассматриваться, когда мы приступим ктеме
непогрешимости Писания (см. гл. 4), здесь мы все же коротко обсудим его.

Поскольку библейские авторы неоднократно утверждали, что слова Биб­лии, хотя и являются человеческими, — это слова Бога, уместно будет рас­смотреть библейские тексты, в которых говорится о природе слов Божьих, и применить их к словам Библии. В частности, есть целый ряд библейских сти­хов, в которых ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? говорится об истинности того, что говорит Бог. В Тит. 1:2 гово­рится о «неизменном в слове Боге» или, если переводить дословно, о «не лгу­щем Боге». Поскольку Бог — это Бог, Который не может изречь «лжи», то Его словам всегда можно верить. Поскольку все Писание изречено Богом, Все Писание должно быть «не лгущим», как и Сам Бог: в Писании не может быть ничего неистинного13.

В Евр. 6:18 говорится одвух непреложных вещах (о клятве Бога и Его обе­товании), «в которых невозможно Богу солгать». Здесьавтор говорит не толь­ко о том, что Бог не лжет, но о том, что для Него невозможно солгать. Хотя ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? это и сказано в применении к клятвам и обетованиям, совершенно очевидно, что Богу невозможно солгать вообще (так как Иисус сурово обличает тех, кто го­ворит истину только под присягой: Мф. 5:33-37; 23:16—22). Также и Давид говорит: «Ты Бог, и слова Твои непреложны» (2 Цар. 7:28).

2. Все слова Писания совершенно истинны и не содержат заблуждений ни в
одной своей части. Поскольку слова Библии — это слова Бога и поскольку

13 Некоторые исследователи говорят, что было бы слишком «примитивно» рассуж­дать следующим образом: «Библия — это слова Бога. Бог никогда не лжет. Поэтому Биб­лия никогда не лжет». Однако именно так рассуждает Павел в Тит. 1:2. Он говорит ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? об обещании вечной жизни, которое было дано «прежде вековых времен» в Писании, и утверждает, что это обещание было дано «неизменным в слове Богом». Таким образом, утверждение об истинности Писания он основывает на утверждении об истинности ска­занного Богом. Возможно, этот аргумент «примитивен», однако он содержится в Писа­нии, и он верен. Поэтому нам следует, не колеблясь, принимать его и пользоваться им.


Глава 3. Авторитет Писания______________________ 81

Бог не может лгать, или говорить неправду, правильно будет заключить, что нигде в словах Писания нет неправды или заблуждения. Мы видим, что об этом говорится во многих местах Библии. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7). Здесь псалмопевец использует яркие образы описания несравненной чисто­ты слов Бога: в них нет никакого несовершенства. Также в Прит. 30:5 читаем: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него». Не просто какая-то часть слов Писания истинна, но каждое слово. Ведь Слово Божье навечно запечатлено на небесах: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небе­сах» (Пс. 118:89). Иисус говорит о вечности Своих слов: «Небо и земля прей­дут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Речь Бога ярко противопоставля­ется речи человека, ибо «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? человечес­кий, чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19). В этих стихах открыто утверждается то, что сокрыто в требовании верить во все слова Писания, а именно — что ни в одном из утверждений Библии нет ни лжи, ни неправды.

3. Слова Бога — высший эталон истины. В Ин.17 описывается, как
Иисус молится Отцу: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина»
(Ин. 17:17). Этот стих интересен тем, что Иисус не использует прилагатель­
ное akrfiivbc, или ЫкцЩс, («истинный»), чего мы могли бы ожидать в выска­
зывании «Твое слово истинно». Он использует существительное ЬЛг}веш («ис­
тина»), Он утверждает не просто тот факт, что Слово Божье истинно, а то ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?,
что оно и есть сама истина.

Обратите внимание, в этом утверждении нас призывают думать о Библии не просто как о чем-то «истинном», в том смысле, что она соответствует како­му-то более высокому эталону истины, а считать ее самым высшим стандар­том истины. Библия — это Слово Божье, а «Слово Божие» — это высший кри­терий определения того, что истинно и что неистинно: само Слово Божье яв­ляется истиной. Таким образом, нам следует считать, что Библия — это высший эталон истины, тот стандарт, по которому оценивается любое другое утверж­дение истинности. Те утверждения, которые согласуются с Писанием, явля­ются «истинными», те ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? же, которые не согласуются — неистинны.

Что же тогда есть истина? Истина — это то, что говорит Бог, а что именно Он говорит, мы можем узнать из Библии, где это точно и исчерпывающе изло­жено.

4. Могут ли некие новые факты противоречить Библии? Может ли быть
открыт какой-либо научный или исторический факт, который противоречил
бы Библии? На это мы можем с уверенностью ответить — нет, этого не про­
изойдет никогда, это невозможно. Если какой-то открытый «факт» по чьему-
либо мнению противоречит Писанию, то (если мы правильно понимаем Пи­
сание) этот «факт» ложен, поскольку Бог, автор Писания, знает все истинные


82_______________________ Часть I. Учение о Слове Божьем________________________

факты (прошлые ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, настоящие и будущие). Никогда не будет открыт такой факт, которого Бог не знал бы от века и не учел бы в тот период, когда по Его воле составлялось Писание. Каждый истинный факт — это нечто, о чем Бог знал всегда, и ни один факт не может противоречить словам Бога в Писании.

И все же, следует помнить, что научные или исторические исследования (так же как и прочие виды исследования творения) могут служить поводом для нового исследования Писания, чтобы уточнить, действительно ли Писа­ние учит нас тому, чему, по нашему мнению, оно нас учит. В Библии, безуслов­но, не ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? сказано, что земля была сотворена в 4004 г. до н. э., как некогда полага­ли (поскольку в генеалогических списках Писания есть пробелы)14. Именно исторические, археологические, астрономические и географические исследо­вания побудили христиан вновь изучить Библию, чтобы выяснить, действи­тельно ли она учит нас о столь недавнем сотворении земли. Тщательный ана­лиз библейских текстов показал, что это не так.

Точно также Библия не учит нас тому, что солнце вращается вокруг зем­ли, поскольку в ней содержатся просто описания некоторых феноменов в том виде, в каком они представляются с определенной точки наблюдения. Библия не претендует на то, чтобы дать картину устройства вселенной, используя ка ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?­кую-то «фиксированную» точку в пространстве. Однако, когда астрономия достигла того этапа своего развития, на котором стало ясно, что земля враща­ется вокруг своей оси, люди предположили, что Библия учит нас тому, что солн­це вращается вокруг земли. Впоследствии, на основании новых научных дан­ных, было произведено новое исследование соответствующих библейских тек­стов. Таким образом, когда мы сталкиваемся с неким фактом, о котором говорится, что он «противоречит» Писанию, мы должны исследовать не толь­ко те сведения, которые связаны с фактом, о котором идет речь; мы также долж­ны заново исследовать соответствующие библейские тексты, для того чтобы выяснить, действительно ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? ли Библия учит нас именно так, как мы предпола­гали.

Мы никогда не должны бояться новых фактов, которые могут быть от­крыты в той или иной сфере исследований, напротив, нам следует приветство­вать подобные исследования. Например, раскопки археологов в Сирии при­вели к открытию табличек из Эблы (ЕЫа tablets). Эти пространные записи, датируемые периодом ок. 2000 г. до н. э., со временем прольют свет на все, что связано с миром патриархов, и на события жизни Авраама, Исаака и Иако­ва. Следует ли христианам опасаться, что публикация подобных данных об­наружит, что какие-либо факты, изложенные в Книге Бытие окажутся невер­ными? Конечно ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, нет! Мы должны всячески приветствовать публикацию этих

14 О возрасте земли см. в гл. 14.


Глава 3. Авторитет Писания________________________ 83

данных, с полной уверенностью в том, что все они (при условии верной интер­претации) будут согласовываться с Писанием и подтвердят его истинность. Ни один истинный факт никогда не войдет в противоречие со словами Бога, Который знает все факты и никогда не лжет.

Г. Письменно зафиксированное Писание — высший авторитет для нас

Важно помнить, что окончательная форма, в которой Писание является для нас авторитетом, — это письменная форма. Моисей поместил в ковчег За­вета слова Божьи, записанные на скрижалях. Впоследствии Бог повелел Мои­сею и другим ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? пророкам записать Его слова в книгу. Именно о письменно за­фиксированном Писании (урафф Павел говорил, что оно «богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Именно писания Павла являются «заповедями Господними» (1 Кор. 14:37) и относятся к «прочим Писаниям» (2 Пет. 3:16).

Это важно потому, что иногда люди (намеренно или ненамеренно) пыта­ются найти некий иной высший авторитет, помимо письменно зафиксиро­ванных слов Писания. Например, иногда говорят о том, «что Иисус на самом деле сказал», и утверждают, что если мы переведем греческие слова Писания на арамейский язык, на котором говорил Иисус, то мы поймем смысл этих слов гораздо лучше, чем при использовании текста Евангелия. Иногда утверж­дают даже, что реконструкция ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? слов Иисуса на арамейском языке помогает исправить неверный перевод авторов Евангелий.

Иногда говорят также о том, что «Павел на самом деле думал», несмот­ря на то что предполагаемый смысл отличается оттого, что Павел написал. Иногда говорят и о том, «что Павел сказал бы, если бы стремился к согла­сованности со своим богословием, как оно изложено в других случаях». Иногда говорят о «ситуации в церкви, в которой писал Матфей», пытаясь в качестве критерия истины принять либо саму эту ситуацию, либо то раз­решение предполагаемой ситуации, к которому, по их мнению, стремился Матфей.

Применительно ко всем этим случаям мы ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? можем допустить, что выявле­ние слов или ситуаций, которые стоят «за» текстом Писания, может иногда быть полезным для понимания значения текста. Тем не менее наши гипотети­ческие реконструкции этих слов или ситуаций никогда не смогут быть рав­ными по значению Писанию в качестве высшего авторитета. Мы не можем позволить, чтобы эти реконструкции противоречили словам Писания или ста­вили под вопрос их истинность. Мы должны помнить, что в Библии содер­жатся слова Самого Бога, и нам не следует пытаться «улучшить их», ибо это невозможно. Нам следует стремиться к тому, чтобы понять их, а затем пове­рить и покориться им всем сердцем ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?.


84 Часть 1. Учение о Слове Божьем

Вопросы для самостоятельной работы

1. Если вы хотите убедить кого-либо, что Библия — это Слово Божье, то ка­
кую книгу, по вашему мнению, этому человеку следовало бы прочесть в первую
очередь?

2. Кто стремится к тому, чтобы люди не верили написанному в Библии? К
тому, чтобы они не повиновались написанному в Библии? Есть ли в Библии что-
то, чему вы не хотите верить? Повиноваться? Если вы утвердительно ответили
хотя бы на один из двух предыдущих вопросов, то как лучше всего приступить к
разрешению этой ситуации?

3. Знаете ли вы какой-либо доказанный факт, который показал бы, что нечто
в Библии является ложным? Можно ли ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? сказать то же самое о «Книге Мормона»
или Коране? Если вы читали книги, подобные упомянутым, можете ли вы опи­
сать то духовное влияние, которое они на вас оказали? Сравните это влияние с
духовным влиянием, которое на вас оказывает Библия. Можете ли вы сказать,
что, читая Библию, вы слышите голос вашего Творца, Который обращается к вам,
как ни в одной другой книге?

4. Бывает ли так, что вы верите чему-либо не потому, что этот факт подтверж­
дается внешними доказательствами, а просто потому, что так говорится в Писа­
нии? Является ли это такой верой, о которой говорится в Евр. 11:1? Если вы вери­
те ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? во что-либо просто потому, что об этом говорит Писание, как вы полагаете, что
вам на это скажет Христос, когда вы предстанете перед Ним на суде? Как вы счи­
таете, может ли вера во все, что говорит Писание, и повиновение ему привести
вас к греху или к тому, что вы лишитесь благословения Божьего в вашей жизни?

Специальные термины

авторитет Писание

богодухновенный полная богодухновенность

вдохновение свидетельство о себе

высший авторитет цикличное рассуждение
диктовка

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 18-40

1930 Thomas, 115-120, 123-133, 141-145


Глава 3. Авторитет Писания__________________________ 85

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 1:92-99, 156-192
1892-1894 Miley 2:481-489
1940 Wiley, 1:166-184

1960 Purkiser 60-80

1983 Carter, 1:287-330

3. Баптистские

1767 Gill, 1:15-37

1907 Strong, 111-242

1917 Mullins, 142-144, 150-153

1976-1983 Henry, 2:247-334; 3:28-47, 203-488; 4:7-271, 470-493

1983-1985 Erickson, 175-259

1987-1994 Lewis/Demarest, 1:93-171

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 1:21-104, 120-123

1949 Thiessen, 43-49, 62-74

1986 Ryrie, 20-22, 63-76

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:193-317, 349-359
1934 Mueller, 90-136

6. Реформатские (или ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:7-8, 74-93

1861 Heppe, 21-28

1871-1873 Hodge, 1:153-182

1887-1921 Warfield, IAB, 3-410, 419-442; SSW, 2:537-638

1889 Shedd, 1:70-110; 3:27-88

1937-1966 Murray, SW, 3:256-262; SW, 4:30-57

1938 Berkhof, Intro., 144-165, 182-186

1962 Buswell, 1:183-193, 198-213

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 1:22-25

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1.Традиционные богословия

1955 Ott (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 1:62-77, 201-244


86 Часть I. Учение о Слове Божьем

Другие работы

Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Hermeneutics, Authority, and Canon. Grand Rapids: Zondervan, 1986.

Carson, D. A. and John Woodbridge, eds. Scripture and Truth. Grand Rapids: Zondervan, 1983.

Geisler, Norman L., ed. Inerrancy. Grand Rapids: Zondervan, 1980.

Grudem, Wayne A. The Gift of Prophesy in 1 Corinthians. Washington, D. C: Uni­versity Press of America, 1982, pp. 1—54.

Helm, Paul ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?. The Divine Revelation: The Basic Issues. Westchester, 111.: Crossway, 1982.

Henry, Carl F. H. "Bible, Inspiration of. In EDT, pp. 145-149.

Kuyper, Abraham. Principles of Sacred Theology. Trans, by J. H. de Vries. Repr. ed.: Grand Rapids: Eerdmans, 1968, pp. 413—563 (впервые опубликована в 1898 г. под на­званием Encyclopedia of Sacred Theology).

Montgomery, John W., ed. God's Inerrant Word. Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974.

Nash, Ronald H. The Word of God and the Mind of Man. Grand Rapids: Zonder­van, 1982.

Packer, J. I. "Fundamentalism" and the Word of God. London: Inter-Varsity Press, 1958.

Packer, J. I. "Infallibility and Inerrancy of the Bible". In NDT, pp. 337-339.

Packer, J ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?. I. "Scripture". In NDT, pp. 627-631.

Pinnock, Clark. Biblical Revelation. Chicago: Moody, 1971.

Radmacher, Earl D., and Robert D. Preus, eds. Hermeneutics, Inerrancy, and the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1984.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 1: The Doctrine of Scripture. Ripon, Calif.: den Dulk Christian Foundation, 1967.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 110-158.

Warfield, В. В. Limited Inspiration. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1962.

Wells, Paul. James Ban and the Bible: Critique of a New Liberalism. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1980.

Wenham, John W ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?. Christ and the Bible. London: Tyndale Press, 1972.

Woodbridge, John. Biblical Authority: A Critique of the Rogers/McKim Proposal. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Westminster Seminary Faculty. The Infallible Word. 3d ed. Philadelphia: Presbyte­rian and Reformed, 1967.

Young, Edward J. Thy Word Is Truth. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.

Работы, в которых не разделяется убеждение в непогрешимости Писания

Baillie, John. The Idea of Revelation in Recent Thought. New York: Columbia Uni­versity Press, 1956.

Barr, James. Fundamentalism. London: SCM, 1977.

Beegle, Dewey M. Scripture, Tradition, and Infallibility. Grand Rapids: Eerdmans, 1973.


Глава 3. Авторитет Писания______________________ 87

Berkouwer, G. С. Holy Scripture. Trans, by Jack В. Rogers. Grand Rapids: Eerd-mans ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?, 1975.

Burtchaell, James Tunstead. Catholic Theories of Biblical Inspiration Since 1810: A Review and Critique. Cambridge: University Press, 1969.

Davis, Stephen T. The Debate About the Bible. Philadelphia: Westminster, 1977.

McKim, Donald K., ed. The Authoritative Word: Essays on the Nature of Scripture. Grand Rapids: Eerdmans, 1983.

Pinnock, Clark. The Scripture Principle. San Francisco: Harper and Row, 1984.

Rogers, Jack, ed. Biblical Authority. Waco, Tex.: Word, 1977.

Rogers, Jack, and Donald K. McKim. The Authority and Interpretation of the Bible: An Historical Approach. San Francisco: Harper and Row: 1979.

Vawter, Bruce. Biblical Inspiration. Philadelphia: Westminster, 1972 (недавно опу­бликованная римско-католическая работа).

Отрывок для запоминания

2 Тим. 3:16:

Все Писание богодухновенно и полезно ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье? для научения, для обличения, для ис­правления, для наставления в праведности.


ГЛАВА 4

Непогрешимость Писания


documentakkicub.html
documentakkikej.html
documentakkiror.html
documentakkiyyz.html
documentakkjgjh.html
Документ ткуда мы знаем, что Библия — это Слово Божье?