Ф. М. Достоевский

43. «Достоевский – художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)

В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя. У его предшественников было много быта и мало живого человека. У Достоевского же живой человек явился из среды «униженных и оскорбленных», и каждый из этих людей был целой вселенной со своим миром чувств, мыслей. Каждый герой произведений Достоевского настолько индивидуален, что его не спутаешь ни с кем.

Все герои Достоевского удивительно сложны Ф. М. Достоевский и противоречивы. И все они живут как бы с содранной кожей, абсолютно незащищенные от жестокого внешнего мира, Достоевский как настоящий психолог проникает в самую бездну человеческого сознания, людской психологии, вскрывает противоречивую душу каждого своего героя. Писатель по‑другому, не так, как его предшественники, смотрит на проблемы героя. Он показывает, насколько интересен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью.

Идя по стопам Гоголя, Достоевский в своих произведениях раскрывает тему маленького человека. Но опять же он раскрывает ее с точки зрения глубинной психологии каждого человека. Если Гоголь смотрит на своего героя Акакия Ф. М. Достоевский Акакиевича как бы со стороны, подмечает в нем черты униженности и забитости и взывает к гуманным чувствам читателя, то Достоевский подходит к этой теме с новых, более радикальных позиций. Он меняет точку зрения, поэтому зачастую уже не автор, а сам герой, «маленький человек», обретает голос, начинает судить и себя, и окружающую его среду. Это помогает автору глубже проникнуть в души героев, посмотреть на них изнутри, показать их самосознание. Известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин пишет по этому поводу следующее: «Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя. То, что выявлял автор Ф. М. Достоевский, выполняет теперь герой, освещая себя со всех возможных точек зрения».

Особенно сильно это качество проявилось в первом романе Достоевского «Бедные люди», главный герой которого, Макар Девушкин, пускается в описание своих чувств, рассуждает о литературе и обнажает перед читателем свою душу.

В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Достоевского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством Ф. М. Достоевский своего Я.

Герои Достоевского – это люди глубоко страдающие, остро переживающие социальные и психологические катастрофы. Они чутко откликаются на любое унижение своего достоинства. Многие исследователи отмечали, что Достоевский создает своих героев с открытой, обнаженной душой. Но чем больше вглядываешься в душу, тем больше понимаешь, что она сильно изранена жизненными обстоятельствами, которые помутили ее чистоту и искренность. Поэтому так много в душах героев противоречий. С одной стороны, они добры и искренни, но с другой – порой их больная душа заставляет их быть эгоистами. Это качество особенно заметно в героях романа «Идиот», и больше всего в образе героини Настасьи Филипповны.



Это человек, который Ф. М. Достоевский с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и простодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения.

Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не просто проник в бездны их души, но и показал, что Ф. М. Достоевский в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни.

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы Ф. М. Достоевский они не поступили, находясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам.

Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город представлен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно Ф. М. Достоевский в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные преступления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на преступление, поправ все человеческие законы бытия.

Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бесчеловечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, принести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольникова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого Ф. М. Достоевский и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоянии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за деньгами будущего мужа, а чтобы спасти семью.

Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она вынуждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из‑за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою Ф. М. Достоевский честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нравственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи.

Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил Ф. М. Достоевский деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург.

Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруганное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совершить некий высокий поступок. Он идет на Ф. М. Достоевский это не задумываясь, потому что так, по его мнению, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает последние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление.

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не Ф. М. Достоевский воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова Ф. М. Достоевский, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в Ф. М. Достоевский которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было Ф. М. Достоевский, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как‑то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается Ф. М. Достоевский им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его Ф. М. Достоевский страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным Ф. М. Достоевский причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к Ф. М. Достоевский выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет Ф. М. Достоевский на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский Ф. М. Достоевский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед Ф. М. Достоевский людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а Ф. М. Достоевский в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных Ф. М. Достоевский» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею. Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях Ф. М. Достоевский приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова. С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому Ф. М. Достоевский бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины Ф. М. Достоевский: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России. Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок. Именно эта клячонка Ф. М. Достоевский становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении. Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях. Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы Ф. М. Достоевский, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами Ф. М. Достоевский и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах.

В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют прав переступать закона. «Необыкновенный» человек сам имеет право разрешить своей совести переметнуть через препятствия, через человеческие жизни в том только случае, если того потребует исполнение его идеи, которая может оказаться спасительной Ф. М. Достоевский для всего человечества. Он считал, что «необыкновенные» люди рождены для того, чтобы сказать новое слово, чтобы сделать мир другим, возможно, лучшим, чем он есть сейчас. Но если на пути таких людей стоят препятствия в виде человеческих жизней, то этими жизнями можно запросто пожертвовать для достижения своей цели, потому что это жизни «обыкновенных» людей, «тварей дрожащих», которые не способны ни на что.

Люди, которые способные сказать что‑нибудь новое, должны по природе своей быть непременно преступниками. Иначе им «трудно было бы выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться опять‑таки по природе своей».

Раскольников начинает проповедовать Ф. М. Достоевский свою теорию, старается жить по ней, и хочет понять, к какой же категории людей относится он сам. Для этого он идет на преступление, но после него его одолевают муки совести, и он понимает, что его теория не так совершенна, что в ней есть противоречия.

Согласно своей теории Раскольников хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти два противоречивых и Ф. М. Достоевский сложных характера считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды...» – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Противоречие теории Раскольникова усиливается и потому, что эта теория должна была вывести его из тупика, а завела его в самый безвыходный из всех возможных тупиков. Герой сознает это, поэтому страдает и мучается, после убийства он почувствовал полный разрыв с миром людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, не может нормально общаться с Соней и Разумихиным.

Муки совести, леденящий Ф. М. Достоевский душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Он понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», видит ее противоречия, она не выдержала проверки реальной жизнью, в которой любит людей, названных согласно его теории «тварями дрожащими». Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом есть трагедия Раскольникова.

В конце романа Раскольников понимает, что «сверхчеловеком» можно быть только в том случае, если не испытываешь таких человеческих чувств, как страдание, муки совести Ф. М. Достоевский, любовь к окружающим тебя людям. Но такие «необыкновенные» люди становятся простыми негодяями и заканчивают свою жизнь подобно Свидригайлову. Раскольников не мог пойти по такому пути, поэтому он полностью раскаялся и отказался от своей неверной теории, которая отдалила его от общества и людей.

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много Ф. М. Достоевский опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой.

Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи‑процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Смыслом жизни Сонечки является сочувствие к человеку, сострадание ко всем живущим. Она не делит людей на добрых и злых. Для нее любой человек является хорошим. Соня обладает великой силой сострадания, и эта сила заставляет ее идти по всем кругам ада Ф. М. Достоевский, толкает ее к таким же «униженным и оскорбленным» людям, как и она сама. Раскольников называет таких людей, как Соня, «бедными и кроткими», которые «все отдают, глядят кротко и тихо». Но именно это качество и делает Соню способной на сильные поступки, которые требуют от человека большого нравственного мужества.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но Ф. М. Достоевский она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его Ф. М. Достоевский личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием Ф. М. Достоевский, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких‑либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому Ф. М. Достоевский, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором Ф. М. Достоевский и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так Ф. М. Достоевский ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для Ф. М. Достоевский кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют...»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально Ф. М. Достоевский. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что Ф. М. Достоевский мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков Ф. М. Достоевский.

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому Ф. М. Достоевский?

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто Ф. М. Достоевский не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей Ф. М. Достоевский, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения Ф. М. Достоевский. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...»

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока Ф. М. Достоевский совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова Ф. М. Достоевский. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила Ф. М. Достоевский ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

А. П. Чехов

52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой)

А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра – короткого рассказа, новеллы‑миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок Ф. М. Достоевский для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке. По отдельной детали писатель воссоздает целое.

Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника». Его главный герой – мелкий чиновник Червяков. В театре, случайно чихнув, он обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило Червякова, благоговевшего и одновременно трясшегося от страха перед высоким чином, что он несколько раз подходил извиняться Ф. М. Достоевский перед Бризжаловым. Тот сначала благосклонно принимал извинения Червякова, но в итоге, доведенный до исступления его назойливостью, выгнал чиновника вон. Червяков думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Его убивает страх перед вышестоящим чином. Одна деталь в последней фразе рассказа дает нам полную характеристику героя: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Автор замечает, что герой умирает, не сняв вицмундира: эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Одним штрихом к портрету своего героя гениальному писателю удается обличить рабскую психологию, страсть к пресмыкательству перед вышестоящим чином.

В рассказе «Дама с собачкой» деталь образно демонстрирует нам Ф. М. Достоевский изменения в состоянии главной героини, Анны Сергеевны. Она приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа – человека, которого она не любила и не уважала. Там она познакомилась с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того мира, откуда пытается бежать героиня, является лорнетка. Не случайно перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее: она готова изменить свою жизнь, это начало попытки ее «бегства» от мужа – «лакея», от беспросветной тоскливой жизни в провинциальном городе. Но позже в театре города С. Дмитрий Гуров увидел ее вновь с «вульгарной Ф. М. Достоевский лорнеткой» в руках: ее попытка «бегства» не удалась.

Характер Беликова, «человека в футляре», полностью определяется теми предметами, которыми он себя окружил: все вещи у него были упакованы в чехлах и футлярчиках. Он и сам стремился окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от всего неизвестного, нового и неопределенного, что скрывала в себе жизнь. Беликов всю жизнь чего‑то опасался, его пугала сама жизнь, и счастливым он стал только после смерти: он попал в футляр, из которого ему больше никогда не надо будет выходить.

Вицмундир Червякова, лорнетка Анны Сергеевны, зонт и калоши Беликова говорят нам о характерах и психологическом Ф. М. Достоевский состоянии героев рассказов Чехова точнее и образнее, чем этого можно было достичь с помощью пространных описаний их поведения, внешности и образа мысли.

В драматургии Чехова, так же как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали, хотя его пьесы и кажутся на первый взгляд странными, перегруженными мелочами. Любая реплика, авторская ремарка, помимо прямого значения, служит для создания общего подтекста.

Например, героиня пьесы «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском. Эта деталь свидетельствует о полном отсутствии вкуса и одновременно о душевных качествах героини. Огромную смысловую нагрузку детали несут и в пьесе «Вишневый сад». Звук лопнувшей струны Ф. М. Достоевский как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы важны как для раскрытия характеров персонажей, так и для развития действия пьесы.

Чехов, великий художник слова, гениальный писатель и драматург, считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем действии оно обязательно должно выстрелить.

53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч»)

А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал Ф. М. Достоевский причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности.

В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации человека, – рассказ «Ионыч». Проанализировав его, можно попытаться ответить на вопрос: что же приводит человека к нравственному опустошению и погружению в мир пошлости и обывательщины? Среда, которая окружает человека и давит на него, или же его личные качества?

Перед нами – четыре этапа жизни героя. На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии, увлечен работой, чуток к простым людям, которых лечит. В город он ходил «пешком, не спеша (своих лошадей у Ф. М. Достоевский него еще не было) и все время напевал». На втором этапе Старцев охладел к своей деятельности, перестал вкладывать в нее всю свою душу и силы. У него уже нет того энтузиазма и бескорыстия в работе, он располнел, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». На третьем этапе его внимание поглощает большая частная практика, приносящая материальное удовлетворение. «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами». На четвертом этапе жизнь Старцева окончательно опустошена и обеднена. Высокие идеалы молодости исчезли в никуда, их место заняла страсть к приобретательству и накоплению. Интерес Ф. М. Достоевский к людям, стремление приносить им пользу выродились в полную бесчувственность и крайний эгоизм. «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Нереализованные идеи о служении высоким идеалам заменились успешным служением «золотому тельцу». Тягостное впечатление от этого удваивается у читателя благодаря разительному сходству кучера со своим хозяином: мы видим не одну, а сразу две «мертвые души», жертвы духовной деградации личности.

С человеком, ограничившим свои потребности только достижением материальных благ Ф. М. Достоевский, происходит процесс постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жизненной позиции и здоровой человеческой активности. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым – этого человеку мало для счастья. Должна же быть какая‑то высшая цель. Человек должен оправдывать свое предназначение, а не бесцельно прозябать, пеняя на окружающий мир.

Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека.


documentakkkytd.html
documentakklgdl.html
documentakklnnt.html
documentakkluyb.html
documentakkmcij.html
Документ Ф. М. Достоевский